Чулков О.А. –– кандидат философских наук
Цели курса и задачи курса
Онтология (учение о бытии, от греч. on, ontos — сущее, logos, — слово) и теория познания (гносеология, от греч. gnosis — познание) образуют смысловое ядро классических и современных философских систем. Предварительное ознакомление студентов с основными онтологическими и теоретико-познавательными концепциями является основной задачей и целью настоящего курса. Методика изложения материала определяется принципом единства исторического и теоретического в философском познании: в исторической развертке постановки вопроса о бытии и условиях его познания последовательно раскрывается его теоретическое содержание.
В первой части («Онтология: постановка вопроса о бытии») дается содержательный обзор античных, средневековых и новоевропейских метафизических концепций. При этом особое внимание уделено обнаружению мифопоэтических, религиозно-доктринальных, культурологических и мировоззренческих предпосылок, определяющих специфику космо-, тео- и антропоцентрических парадигм в онтологии, а также рассматрению соответствующих терминологических систем и методологических установок, предопределивших различные стратегии постановки и разрешения вопроса о бытии в истории европейской философии.
Во второй части («Гносеология: познание как «отражение» и «конструирование» реальности») изложены различные способы формирования знания человека об окружающей действительности с точки зрения их эффективности и истинности, то есть отношения систем знания к тем фрагментам действительности, которые они описывают. Теоретико-познавательные модели рассматриваются сквозь призму двух взаимодополняющих парадигм: пассивного «отражения» и деятельного «конструирования» действительности, что позволяет выявить преимущества и недостатки каждого из указанных подходов и оценить возможности и перспективы дальнейшего развития метафизики.
Тематический план
1. Место онтологии в системе философского знания
2. Категориальные структуры реальности
3. Основные онтологические принципы античной философии
4. Онтология теоценризма
5. Онтологические основания новоевропейского рационализма и эмпиризма
6. Спекулятивная онтология
7. Онтология и метафизика в новой и новейшей философии
8. Антропология в контексте онтологии
9. Предмет и структура гносеологии
10. Гносеология в контексте метафизики и онтологии
11. Человеческое сознание и его структуры.
12. Происхождение сознания и его формы
13. Единство онтологии и гносеологии
14. Гносеологический поворот в новоевропейской философии
15. Теория истины
16. Негатив познания: истина, ложь, заблуждение
17. Методологический инструментарий познания
Программа спецкурса
Часть I
Онтология
Тема 1. Место онтологии в системе философского знания
Мифос и Логос: соотношение философии с иными типами мировоззрения. Идея трансцендентного в философии и религии. Метафизика как учение о предельных основаниях бытия и познания. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции в истории метафизики. Принцип дополнительности истории и теории философии.
Тема 2. Категориальные структуры реальности
Онтологическая монотриада: «бытие—ничто—творение». Единство сущего и многообразие существующего. Сущность и существование: проблема индивидуации. Структура реальности: вещи, свойства, отношения. Идеи и вещи: миры мыслимого и зримого. Оптикоцентризм европейской философии. Субстанция и субъект.
Тема 3. Основные онтологические принципы античной философии
Принцип тождества бытия и мышления (Парменид). Проблема метода. Сократическая максима «познай самого себя». Платон: диалектика бытия и небытия. Единое и многое. Аристотель: учение о четырех причинах. Возможность и действительность. Понятие энтелехии. Концепция Ума-перводвигателя. Сверхбытийный принцип всеединства (неоплатонизм).
Тема 4. Онтология теоценризма
Теистические принцип творения. Метафизическое понятие Абсолюта. Онтологический аргумент. Проблема универсалий. Сущность и существование. Синергия тварного и нетварного бытия. Диалектика абсолютного максимума и абсолютного минимума. От субстанции к рефлексии.
Тема 5. Онтологические основания новоевропейского рационализма и эмпиризма
Р. Декарт: принцип cogito. Рефлексия в естественном свете разума. Вещь мыслящая и вещь протяженная. Психофизический параллеризм. Принципы экспериментального естествознания. Эмпиризм и рационализм. Онтологический плюрализм и монадология Г. Лейбница. Онтология и логика возможных миров.
Тема 6. Спекулятивная онтология
Трансцендентальная метафизика И. Канта. Критика как метод преодоления онтологического догматизма. Феноменальное и ноуменальное. Пространство и время как априорные формы чувственности. Таблица категорий. Логическая и трансцендентальная рефлексия. Антиномии чистого разума. «Наукоучение» И. Фихте. Панлогизм Г. Гегеля: понятие Абсолютного Духа. Диалектика категорий.
Тема 7. Онтология и метафизика в новой и новейшей философии
«Последние метафизики» (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Мир как воля и представление. Воля к власти. Творчество как жизненный порыв. От феномена к «трансцезусу» и «жизненному миру» (Э. Гуссерль). Метафизика как судьба европейской философии (М. Хайдегер). Онтолингвистическое вопрошание. Бытие и время.. Язык как «дом бытия». Зеркальная игра мировой четверицы. Экзистенциализм. Реальное, воображаемое и символическое (Ж. Лакан). Диссеминация и деконструкция бытия. Структура отсутствия (семиология У. Эко).
Тема 8. Антропология в контексте онтологии
Антропный принцип в науке. Онтолого-метафизические модели человека: человек как эманация космоса (античность), человек как творение Бога (средневековье), жизненный мир человека (Новое и новейшее время). Понятие «герменевтического круга». Метафизические основания антропологии и культурологии.
Часть II
Теория познания
Тема 9. Предмет и структура гносеологии
Проблема познаваемости мира и сущность познавательного отношения. Познание как созерцание и как деятельность. Непосредственность и опосредованность чувственного познания. Субъект и объект познания. Объективизм, субъективизм и трансцендентализм в истории и теории познания. Познание как отражение и как конструирование действительности.
Тема 10. Гносеология в контексте метафизики и онтологии
Знание, сознание, познание. Гнозис как форма бытия до субъект-объектной дифференциации. Эпистема как информация об объективной реальности. Историзм познания. Познание и рефлексия. Виды рефлексивной деятельности. Проблема самопознания. Рациональное и иррациональное.
Тема 11. Человеческое сознание и его структуры.
Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Сознание и бытие. Чувственные и интеллектуальные компоненты сознания. Психика, сознание, мышление. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного. Память и воля как компоненты сознания. Воображение и интуиция.
Тема 12. Происхождение сознания и его формы
Сознание в контексте антропогенеза. Сознание и тело — модели взаимодействия. Мышление, язык, речь. Язык как семиотическая система и инструмент коммуникации. Диалогическая природа сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Общественное сознание и социальное действие.
Тема 13. Единство онтологии и гносеологии
Принцип тождества бытия и мышления. Сократ: единство блага и знания. Познание как припоминание. Метод майевтики. Аристотель: мышление мышления (концепция Ума-перводвигателя). Гностицизм. Сотелиогогическая функция знания. Знание и вера. Николай Кузанский: ученое незнание.
Тема 14. Гносеологический поворот в новоевропейской философии
Программа культивирования разума. Методологическое сомнение Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм в философии XVII–XVIII вв. Трансцендентальный метод И. Канта. Граница познания. Агностицизм и гносеологический оптимизм. И. Фихте: проект наукоучения. Г. Гегель: диалектический панлогицизм.
Тема 15. Теория истины
Истина как цель познания. Несокрытое и вечное. Сакрализация и профанация истины: догма, докса, ересь. Проблема адекватности знания и вещи. Критерии истины: теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когерентности). Практическая природа истины. Истина объективная и субъективная, абсолютная и относительная.
Тема 16. Негатив познания: истина, ложь, заблуждение
Искушение знанием. Апории, софизмы, паралогизмы и антиномии. Миф как наука о правильных формах воображения. К. Г. Юнг: Архетипы коллективного бессознательного. Философия символических форм Э. Кассирера. Абсолютный миф А. Лосева. Метафора «зеркала» в теории познания.
Тема 17. Методологический инструментарий познания
Диалектика: от Платона к Марксу. Трансцендентализм в теории познания. «Эпохе» и феноменологическая дескрипция. Понимание и объяснение, номотетизм и идеографизм. Герменевтический круг понимания. Верификация и фальсификация. Л. Витгенштейн: терапевтическая функция языка. «Гносеологический анархизм» П. Фейерабинда.
Литература
1. Бибихин В.В. Узнай себя. — СПб.: Наука, 1998.
2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Л. Витгенштейн. Философские работы (часть 1). — М., 1994.
3. Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство. 1991.
4. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. — СПб.: Глаголъ. 1997.
5. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. — СПб.: Абрис-Книга. 1995.
6. Кузанский Н.. Об ученом незнании // Н. Кузанский. Соч. Т. 1. — М.: Мысль. 1979.
7. Лейбниц Г. Монадология // Г. Лейбниц. Соч. Т. 1. — М.: Мысль. 1982.
8. Основы теории познания. — СПб.: Изд. СПБГУ, 1999.
9. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М., 1989.
10. Платон. Софист // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 2. — М.: Мысль. 1992.
11. Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или апология механицизма. — СПб.: Изд. СПБГУ. 1998.
12. Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. — СПб.: Алетейа. 2003.
13. Сартр Ж.П. Проблема метода. — М. 1994.
14. Хайдеггер М. О сущности истины // М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. — М.: Высшая школа. 1991.
15. Хайдеггер М. Вещь // М. Хайдеггер. Время и бытие. — М.: