ВВЕДЕНИЕ В МЕТАФИЗИКУ И МИФОЛОГИЮ ГУМАНИЗМА
Бурлака Дмитрий Кириллович –– кандидат философских наук
Тематический план
1. Задачи курса
2. Генезис и структура средневекового миросозерцания
3. Итоги Западного средневековья
4. Основные категории средневекового мышления и идентифицирующая категориальная структура схоластической философии
5. Николай Кузанский (1401—1464) — последний великий мыслитель средневековья и первый — гуманистической философии
6. Гуманистическая концепция человека
7. Последующая вербализация творчества в философских, социально- политических и религиозно-философских доктринах
8. Политическая философия гуманизма
9. Утопия как феномен гуманистического сознания
10. Экзистенциально-теоретический фон ренессансного гуманизма
11. Гуманизм и Реформация
12. Окончательное формирование гуманистического мировосприятия
13. Скептицизм М. Монтеня (1533-1592) — афористическая популяризация гуманистической критики средневековой ортодоксии и самокритика гуманистического оптимизма
14. Мистическая теософия Якоба Бёме (1575—1624) — символико-аллегорические итоги религиозных исканий Возрождения
15. Новое время как своеобразная эпоха гуманистической культуры
16. Рене Декарт (1596—1650) — родоначальник новоевропейской философии
17. Учение о субстанции Венедикта Спинозы (1632—1677) — классическая тематизация центральной категории новоевропейского мышления
Тема 18. Философия Г. В. Лейбница (1646-1716) — завершение рационалистического классицизма Нового времени
Тема 19. Материализм и субъективный идеализм — подлинно оригинальная философия классического гуманизма
20. Субъективный идеализм как специфический феномен гуманистического сознания: реакция на материализм и радикальное развитие монадологической интуиции
21. Блез Паскаль(1623-1662) и Иоганн Шефлер — внутренняя реакция на идеалы гуманизма и просвещения
22. Просвещение и просветители
Программа
Тема 1. Задачи курса
История философии в контексте феноменологии духа. Религиозная культурология как метод анализа историко-философского процесса. Культурология, философия истории, историософия, религиозная культурология. Понятия мифа и мифологии, мифологемы, различные концепции. Религиозно-онтологическая трактовка мифа. Шеллинг и Юнг, Н. Бердяев, Л. Карсавин, А. Лосев. Рождение и изживание мифа как культуротворческий процесс. Философия — дух эпохи, выраженный в мыслях. Философия — логико-категориальная транскрипция базисного мифа культурно-исторической эпохи. Концепции средневековья и гуманистической культуры в классической и религиозной культурологии.
Тема 2. Генезис и структура средневекового миросозерцания
Факторы новых этносов, античной культуры, библейского откровения. Средневековье как процесс, Запад и Восток, типологические особенности. Специфика христианской культуры, средневековье как этап христианской культуры, "Геоцентризм, теократичность, иерархичность, символико-аллегорическое миросозерцание, персонализм как основные черты средневековой культуры, Мифология спасения — экзистенциальный смысл средневековой цивилизации.
Тема 3. Итоги Западного средневековья
Основные культурные вербализации мифологии спасения: «Божественная комедия» Данте (образно-символическое миросозерцание), «Суммы» Фомы Акви-ната (рациональное мышление), теоретическая и практическая теократия Иннокентия III (основной вектор социальной воли). Изживание мифологии спасения. Иннокентий III (1198—1216) и Иоахим Флорский (1132—1202). Доминиканская схоластика и францисканство: Св. Франциск (1181—1226) и Данте Скотт (1266—1308). Данте и Петрарка.
Тема 4. Основные категории средневекового мышления и идентифицирующая категориальная структура схоластической философии
Бытие — Знание — Действительность (Акт). Мистическая философия Майстера Экхарта (1260— 1327/1328), Средневековая тематизация идеи творения на своем пределе. Категории Ничто, Незнания, Возможности с Абсолютное как Изобильное Ничто. Основные смыслообразы: Божество и Бог, Бездна, рождающая основу, Искорка души. Бог, познающий себя в человеке. Учение Экхарта о человеке — средневековая мысль, вышедшая за свои пределы. Экхартианство и схоластика (доминиканская, францисканская) — категориальная картина средневекового мышления (безосновность Абсолютного и обоснованность мира).
Тема 5. Николай Кузанский (1401—1464) — последний великий мыслитель средневековья и первый — гуманистической философии
Источники — схоластика и апофатика; античная философия; значение неоплатонизма. Синтез мистики и схоластики, Формулирование основных понятий в главной работе «Об ученом незнании» (1440), Бог как абсолютная потенция и абсолютное бытие. Фундаментальная интуиция — Абсолютное как чистое тождество противоположностей. Ее раскрытие в категориях: возможность — бытие, неиное, мощь. Трактаты «О нежном» (1452), «О возможности — бытии» (1460), «О вершине созерцания» (1464). От мифологии спасения к мифологии творчества. Динамический космос, теория развертывания—свертывания Абсолюта в мир как прообраз идеи развития. Пантеистическая тенденция у Николая Кузанского. Учение о человеке. Концепция познания — диалектика, мистический рационализм* Ученое незнание как вершина созерцания. Влияние и значение Николая Кузанского,
Тема 6. Гуманистическая концепция человека
Платоновская академия во Флоренции, Значение Флоренции. Значение Академии. Новый стиль мысли. Великие географические открытия в области духа, Ядро гуманистической культуры — новая концепция человека. Марсилио Фичино (1433—1499), жизнь, значение. Христианский платонизм, Любовь, красота, наслаждение как онтологические реальности. От «Суммы против язычников» к философии религии: доктрина всеобщей естественной религии Марсилио Фичино («О христианской религии» (1476)). Концепция человека («Платоновская теология о бессмертии души» (1482)), Пико-делла-Мирандола (1463—1494): жизнь, замысел всеобъемлющего философско-теологического синтеза. («Философские, кабалистические, теологические выводы* (1489), «Речь о достоинстве человека»). Мифология человека, творящего свою собственную судьбу, — экзистенциальный смысл гуманистической культуры. Предварительный анализ последующей судьбы мифологемы—идеи человека-творца.
Тема 7. Последующая вербализация творчества в философских, социально- политических и религиозно-философских доктринах
Н. Макиавелли, Т, Мор, Эразм Роттердамский, Гуманизм как тип духовности и культурно-исторической практики: человек — абсолютная ценность, субъект истории и своей собственной судьбы. Иные трактовки термина гуманизм. Гуманизм как феномен христианской культуры и как языческая реакция на христианство. Нередуцируемость гуманистических культур к языческим,
Тема 8. Политическая философия гуманизма
Коперниканский переворот в политическом мышлении. Никколо Макиавелли (1469—1527): жизнь, судьба, сочинения («Замечания на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции», «Государь» (1532)), Государство, Церковь, индивид. Основы политической науки. Оценки творчества Н. Макиавелли. Макиавеллизм. Экзистенциальная абстрактность Макиавелли.
Тема 9. Утопия как феномен гуманистического сознания
Томас Мор (1478—1535), жизнь, сочинения, судьба. Конкретно-историческое содержание «Утопии» (1516) и идейно-смысловая структура утопии: человек как субъект истории; могущество разума, человек как цель своей собственной деятельности; возможность рая на земле. Утопия в теории и жизни — религиозно-политическое конституирование мифологии человека-творца. Типы утопий, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы и «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона. От Мора до Маркса.
Тема 10. Экзистенциально-теоретический фон ренессансного гуманизма
Наслаждение, земное благо и бессмертие души. Изменение в переживании личного времени. Лоренцо Балла (1407-1457). Трактаты: «О свободе воли» (1438-1442). «Об истинном и ложном благе» (1431—1433). Пьетро Помпонацци (1462-1525): «Трактат о бессмертии души» (1516), Эразм Роттердамский (1469—1536), Работы: «Похвала глупости», «Рассуждение о свободе воли» (1534). Северный и южный гуманизм. Христианский гуманизм Эразма.
Тема 11. Гуманизм и Реформация
Характеристические черты нового религиозного сознания: имманентность божественного, рационализм, историзм, индивидуализм, человек — основной субъект религиозной жизни. Предание и Писание в историческом горизонте индивидуального человеческого разума — историко-критическое опыты Л. Баллы, И. Рейхлина и Эразма. Начало библейской критики. Реформация как феномен гуманизма и как реакция на гипертрофированный антропоцентризм гуманизма. Лютер и Эразм — фундаментальный спор о рабстве и свободе во» ли, богопознания и загробной судьбе человека. Развитие Реформации. Контрреформация.
Тема 12. Окончательное формирование гуманистического мировосприятия
Космос гуманизма Николай Коперник (1473™ 1543). Трактат «Об обращениях небесных сфер» (1543), его историческое значение. Иоганн Кеплер (1571-1630). Трактаты: «Новая астрономия» (1609), «Космографическая тайна», «Гармонии мира» (1619). Галилео Галилей (1564—1642). Трактаты: «Звездный вестник» (1610), «Диалог о двух главнейших системах мира» (1632). Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548—1600) — итоговая метафизика Ренессанса, От абсолютного тождества всех противоположностей в Боге (Николая Кузанского) до тождества абсолютных противоположностей — Бога и природы. Пантеизм Бруно. Языческий и средневековый пантеизм. Антиномич-ность — специфика ренессансного пантеизма, Поэзия одухотворенной материи. Прообраз самодвижущейся материи. Материя как субстанция. Концепция абсолютного максимума: «О бесконечности вселенной и мирах», «О причине, начале и едином». Концепция абсолютного минимума: «О тройном наименьшем и мере», «О монаде, числе и фигуре». Концепция человека: «О героическом восторге». Затухание героического энтузиазма, Галилео Галилей — шаг в рациональность Нового времени («Беседы и математические доказательства». 1638). От Кузанского и Фичино до Галилея и Ньютона» Экзистенциально-культурологическое значение Бруно.
Тема 13. Скептицизм М. Монтеня (1533-1592) — афористическая популяризация гуманистической критики средневековой ортодоксии и самокритика гуманистического оптимизма
Церковь как социальный институт. Понимание природы. Концепция человека, его счастья, возможностей познания: от героического энтузиазма до гедонистического скептицизма» Стиль «Опытов»: «Несистематичный, но глубокий и занимательный». Влияние Монтеня,
Тема 14. Мистическая теософия Якоба Бёме (1575—1624) — символико-аллегорические итоги религиозных исканий Возрождения
Гностицизм. Влияние натурфилософии и экхар-тианства. Онтологический символизм и пантеизм. Ранний и поздний Беме. От «Авроры» (1612) до «Обозначения вещей» (1622) и «Великой тайны» (1623). Концепция творения. Динамизм натурфилософии и космологии, Софиология и антропология («Христоматия»), Мистический христианский гуманизм Беме в свете учения Лютера. Влияние Беме в Европе и в России.
Тема 15. Новое время как своеобразная эпоха гуманистической культуры
Завершение возрождения и начало Нового времени — Френсис Бэкон (1561-1626), его жизнь, сочинения, Онтология, Классификация наук. Гносеология Бэкона: критика «слишком чистого» разума, процедуры очищения от Идолов. Индукция и эксперимент, открывающие новые и полезные истины — от схоластики, мистики и натурфилософии — к положительной науке. Знание — сила! Идеология человека, господствующего над природой — буржуазно-прагматическая транскрипция мифологии творчества. Творчество как Дело: миф о новом пути к новой земле под новым небом — «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Продолжение попыток концептуального оформления нового пути — гипертрофированный методологизм новоевропейской философии: от Бэкона до Канта и Маха. Последующее развитие эмпиристической гносеологии Дж. Локком. Эмпиризм как гносеологическая предпосылка материализма и субъективного идеализма.
Тема 16. Рене Декарт (1596—1650) — родоначальник новоевропейской философии
Впервые: гуманистическая норма рациональности в чистом виде. Принцип Gogito. «Я» как начало пу-
ти человеческого разума из себя через Бога и мир к себе ради самого себя. Гуманизм и античность — Декарт и
Парменид. Начало средневековья и гуманизм: Филон я Декарт. Завершение средневековья и Новое время: Ни» колай Кузанский и Декарт. Гносеология, космология, онтология и этика Декарта. Деизм, дуализм, механицизм. Основные трактаты: «Правила для руководства ума» (1629), «Мир или трактат о свете (1834), «Рассуждения о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649). Рационализм и эмпиризм. Религиозно-культурологические истоки гносеологического дуализма чувственного и рационального. Картезианство и окказионализм Н. Мальбранша. Судьба Декарта как символ его философии. Миф о науке, философия как универсальная математика. Декарт и генетический код новоевропейского философствования.
Тема 17. Учение о субстанции Венедикта Спинозы (1632—1677) — классическая тематизация центральной категории новоевропейского мышления
Понятие субстанции — развернутое новоевропейское видение Абсолютного, Субстанция — атрибуты — модусы, или Всеобщее — особенное — единичное. Свобода и необходимость, детерминизм и фатализм. Новоевропейский миф о творчестве как религиозно-культурологическое основание мышления о мире под категорией субстанции, Шаг, который сделал Спиноза, — от онтологического дуализма Бога и мира ортодоксальной теистической теологии к онтологическому монизму новоевропейского гуманизма. Или от Бога, свободно творящего бытие актом личной воли, к депер-сонифицированному Бытию, свободотворящему самое себя. Иудейские, христианские и атеистические мотивы в миросозерцании Спинозы. Учение о человеке, его статьи, бессмертии души. Дуализм Декарта и жесткий монизм Спинозы. Философское ущемление прав индивидуума на свободное существование — от модуса Спиноз к монаде Лейбница. Жизнь и сочинения Спинозы: «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика» (1675), «Богословско-политический трактат» (1677). Влияние Спинозы. Спинозизм и ньютонианская картина мира.
Тема 18. Философия Г. В. Лейбница (1646-1716) — завершение рационалистического классицизма Нового времени
Монадология Лейбница — онтологическая транскрипция самоосознания человеком себя как субстанциального субъекта. Источники философии Лейбница — антиспинозизм и антиатомистическая редакция аристотелизма, картезианское Gogito и монада; Бруно и Кузанец. Учение о Монаде: дух и энергия, время и пространство, познание и самопознание, стремление и напряжение. Панлогизм. Плюрализм, Преодоление эмпиризма (Дж. Локка) в гносеологии и критика натурализма в онтологии. Анализ материализма и идеализма как типов мировоззрений. Космология: Лейбниц и Ньютон. Ученые об Абсолютном. Религиозно-культурологические основания философии Лейбница. Понятие монады как рационалистическая транскрипция духовного самочувствования протестанского типа. Теодицея. Проблемы теодицеи как феномен гуманистического религиозного мировосприятия. Влияние Лейбница. Лейбниц и Просвещение.
Тема 19. Материализм и субъективный идеализм — подлинно оригинальная философия классического гуманизма
Теоретические, социальные и религиозные корни материализма. Онтология: материализм как закономерный результат развития идеи нетварного бытия, вечно творящего самого себя (Кузанец, Бруно, Спиноза). Гносеология: эмпирико-сенсуалистическая доктрина субъективности идей: номинализм (Окнам), эмпиризм (Локк), сенсуализм (Кондильяк), Социальные корни — воля Буржуа к примату земного перед небесным. Религиозные основания: атеизм как радикальное развитие мифологии человека-творца» От человека, сотворенного по образу и подобию Бога, через человека, творящего мир и свою собственную судьбу, до человека, творящего «бога» по своему образу и подобию. История материализма. Т. Гоббс (1588—1679), английский материализм. Французский материализм: Д. Дидро (1718—1784), К. А. Гельвеции (1715-1771), П. А. Гольбах (1723-1789). Классический (оптимистический) материализм Фейербаха — Маркса и фрейдистский пессимизм.
Тема 20. Субъективный идеализм как специфический феномен гуманистического сознания: реакция на материализм и радикальное развитие монадологической интуиции
Дж. Беркли (1653—1785), жизнь, сочинения» основные идеи. Трактаты: «Опыт новой теории зрения»* «Три разговора между Гиласом и Филояусом», Критика понятия материи как субстанции методами эмпирико-сенсуалистического философствования. Антропоцентризм: человек — конструктор картины мира. Монадологическая идея на грани абсурда (солипсизм) 5 кризис субъективного идеализма и попытка его преодоления у Беркли на путях неоплатонизма. Давид Юм (1711— 1776): внутренняя логика субъективного идеализма, доведенная почти до конца — человеческая личность как «пучок перцепций». Критика понятий причинности и субстанции — скептическая антитеза кругу базисных идей Нового времени. Трактат «Исследование о человеческом познании» (1748). Философия религии Д. Юма: происхождение и сущность религии с точки зрения эмпиризма и субъективного идеализма. Боги, созданные человеком, — место встречи с материализмом, трактат «Естественная история религии» (1757).
Тема 21. Блез Паскаль(1623-1662) и Иоганн Шефлер — внутренняя реакция на идеалы гуманизма и просвещения
Величие и ничтожность человека, страх перед космосом-без-Бога, примат веры перед разумом. Индивидуализм и имманетизм религиозных воззрений Паскаля и Шефлера, Жизнь и сочинения Б. Паскаля. «Мысли» (1669). Понятие точки у Паскаля, его религиозно-культурологический смысл. Радикально-гуманистическое развитие бемеанской мистики Шефлером (Ангелиусом Силезиусом): идеи рождения—смерти человека в Боге и Бога в человеке — теософское развитие монадологии и (или) христианская версия субъективного идеализма» Жизнь и сочинения И. Шефлера (1624— 1677). «Херувимский странник». Элитарный интеллектуализм Паскаля и Шефлера,
Тема 22. Просвещение и просветители
Круг идей Просвещения. Английское, немецкое, французское Просвещение, основные представители. Просвещение как эклектическая популяризация основных идей классического новоевропейского гуманизма. Наивный оптимизм Просвещения. Мифология «Homo sapiens»* Внутреннее изживание мифологии новоевропейского Просвещения и внешнее завершение эпохи в опыте Великой Французской революции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экхарт И. Проповеди и рассуждения. М., 1993.
2. Цветочки святого Франциска Ассизского. М,, 1913.
3. Данте Алигъери. Божественная комедия. М., 1967.
4. Петрарка, Автобиография. Исповедь. Сонеты. М., 1915.
5. Николай Кузанский. Об ученом незнании. О возможности-бытии. О неином. О видении Бога. О вершине созерцания. Соч. В 2-х тт. М., 1980*.
6. Пико'делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Т. 1., М., 1981.
7. Макиавелли Н. Государь. М., 1982.
8. Мор.Т. Утопия. М., 1978.
9. Эразм Роттердамский. Рассуждение о свободе воли // Философские произведения. М», 1987.
10. Бруно Дж. О начале, причине и едином, JVL, 1934, О бесконечности вселенной и мирах. М., 1936*.
11. Беме Я. Аврора. М., 1990. Христософия. СПб., 1995*.
12. Лютер М. О рабстве воли. В кн. «Эразм Роттердамский». Филос. произв., М., 1987.
13. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Соч., т. 2» М., 1978.
14. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч., т. 1, М., 1989.
15. Спиноза Б. Этика. Избр. произв. В 2-х тт. М., 1957.
16. Лейбниц Г, В, Рассуждение о метафизике» Новая система природы и общения между субстанциями, О глубинном происхождении вещей. Монадология. Соч. т. 1, М., 1989*.
17. Беркли Дж. Опыт новой теории зрения. Три разговора между Гиласом и Филонусом. Соч. М., 1978*.
18. Юм Д. Естественная история религии, Соч., т. 2, М., 1965.
Желательные первоисточники
1. Экхарт И. Проповеди. М,, 1993.
2. Николай Кузанский. Сочинения в 2-х тт. М., 1980.
3. Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона, В книге «О любви и красотах женщин». М,, 1992.
4. Макиавелли. История Флоренции, Л., 1973.
5. Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л., 1954.
6. Балла Л. О свободе воли. Об истинном и ложном благе. Сопоставление Нового Завета. М., 1989.
7. Помпонацци П. Трактат о бессмертии души, Трактат о причинах естественных явлений. М. 1990.
8. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. Филос. произв. М.. 1987.
9. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. О героическом энтузиазме. М., 1953. Изгнание торжествующего зверя. MSJ 1914.
10. Коперник Н. Об обращениях небесных сфер. М., 1964,
11. Галилей Г, Диалог о двух главнейших системах, Избр, труды в 2-х тт. М., 1964.
12. Монтенъ М, Опыты. Т. 1-3. М. 1960.
13. Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Соч., т. 1. М., 1977.
14. Декарт Р. Правила для руководства ума. Страсти души. Начала философии. Размышление о первой философии. Соч. в 2-х тт. М., 1989—1994.
15. Малъбранш Я. Разыскания истины. В 2-х тт. СПб.» 1903—1906.
16. Паскаль Б. Мысли. М., 1994,
17. Спиноза Б. Трактат о Боге, человеке и его счастье. Трактат об усовершенствовании разума. Богословско-политический трактат. Избр. произв. в 2-х тт. М., 1957.
18. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Соч.» т, 1, М*, 1985.
19. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. Соч., т. 2, М., 1983. Теодицея. Соч., т. 4. М., 1989.
20. Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. в 2-х тт. М., 1984,
21. Дидро Д. Философские мысли. О достаточности естественной религии. Мысли к истолкованию природы, Соч., т. 1. М., 1986.
22. Гельвеции К. А. О человеке. Соч., т. 2, М., 1974.
23. Бейлъ II, Исторический и критический словарь, В 2-х тт. М., 1978.
24. Гольбах II, Система природы, Избр. произв., М., 1964.
25. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Избр. соч. В 3-х тт. М., 1961.
26. Монтескье Ш, Л. О духе законов. Избр. произв. М., 1955.
27. Вольтер, Философские письма. Философский словарь. Основы философии Ньютона //Философские сочинения. М., 1988.
28. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. Соч. М., 1978.
29. Юм Д, Исследование о человеческом познании. Соч., т. 1. М., 1965,
30. Шпренгер Я., Инститорис Г, Молот ведьм. М., 1990.
Вспомогательная литература
1. Баткин Л. М, Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
2. Бахтин М. М, Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
3. Бердяев Н. А, Смысл истории. М., 1991.
4. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
5. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996,
6. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в трудах И, С, Эриугены. СПб., 1889.
7. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М., 1977.
8. Булгаков С. Н, Религия человекобожия у Фейрбаха // Два града. СПб., 1997,
9. Бургхардт Л. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х тт. СПб., 1905-1906.
10. Вебер М, Протестантская этика и дух капитализма // Изб. произ. М., 1990.
11. Винделъбанд В. История новой философии. СПб., 1908.
12. Вышеславцев Б. П, Декарт и современная философия // Этика преображенного Эроса, М., 1994.
13. Гегель Г. В. Ф. История философии. Т. III. СПб., 1995.
14. Горфункелъ, Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
15. Зумбадзе Д. Ш. Дионисий Ареопагиг и Данте Алигьери, Тб., 1975.
16. Иванов В. Г, О кризисе гуманизма // Родное и вселенское. М., 1994.
17. Карсавин Л. П. Культура Средних веков. Основы средневековой религиозности.
18. Коперник Я. О. обращениях небесных сфер. М., 1964.
19. Кузнецов Б. Г, Дж. Бруно и генезис современной науки. М., 1970,
20. Кузнецов Б. Г, Идеи и образы Возрождения, М., 1979.
21. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
22. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV веков. Л., 1976.
23. Лосев А, Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
24. Маркс К. Святое семейство. Соч., т. 2.
25. Мережковский Д. С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. Брюссель, 1990.
26. Муратов П. М. Образы Италии. М., 1994.
27. Пузино И. В, Религиозные искания в эпоху Возрождения. Берлин, 1923.
28. Реале Дж., Антисери Д. История философии. Т. III» СПб., 1996,
29. Сартр Ж. П, Экзистенциализм — это гуманизм // Тошнота. М., 1994.
30. Соколов В. В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984.
31. Соловьев Вл. С. Об упадке средневекового миросозерцания. Соч., т. 2, М., 1988.
32. Фейербах Л. История философии в 3-х тт. М., 1967.
33. Фишер К. Декарт. СПб., 1996.
34. Фишер К. Лейбниц. СПб., 1905,
35. Флоренский П. А. Обратная перспектива, Соч., т. 2. М., 1990.
36. Франк С. Л, Достоевский и кризис гуманизма // Русское миро» воззрение, СПб., 1996.
37. Хайдегеер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие, М., 1993»
38. Хейзинеа И. Осень средневековья. М., 1988.
39. Шеллинг Ф. В. И, Бруно или о божественном и природном начале вещей. Соч., т. 1. М., 1987.
40. Эрн В. Ф. Беркли как родоначальник современного иммане-тизма. Соч., М., 1991.
41. Демонология эпохи Возрождения. М., 1995,
Примечание: * — означает одну из указанных работ.