Беневич Г.

Цель курса

 Целью настоящего  курса является сообщение студентам знаний основных философских понятий и учений, выработанных в церковной и около-церковной среде в I-XV вв).  Философия Отцов Церкви рассматривается в тесной связи с античной и неоплатонической философией.

Задачи курса

Курс ставит задачу привития студентам навыков изучения сложной понятийной системы на стыке религии и философии, генезиса основных понятий христианской мысли.

Программа

Тема 1.

Филон Александрийский, стоицизм, средне- и неоплатонизм – философская среда формирования христианской философии. Влияние Филона Александрийского на формирование христианской философии. Александрийская школа. Стоицизм в сочинениях отцов церкви (Иустин философ, Афинагор и др). Концепция Логоса у Филона, у стоиков и у ранне-христианских апологетов.

Тема 2.

Формирование христианской философии в полемике с гностицизмом. Свт. Ириней Лионский и его полемика с гностиками. Гностические системы Валентина, Василида, Маркиона и др. Теоцентрическая антропология св. Иринея Лионского. Полемика с гностицизмом у Климента Александрийского и Оригена.  Теософский синтез и философия Оригена.

Тема 3.

Ранне-христианская триадология в ее отношении к «триадологии» средне- и неоплатонизма. Триадология Оригена, Ария и Афанасия Александрийского. Никейский символ веры и его онтотеологическое содержание.

Тема 4.

Развитие христианской философии в IV в. Каппадокийский синтез. Понятие сущность, ипостась, способ бытия, ипостасных идиом и т.д. у каппадокийцев. Никео-цареградский символ веры. Каппадокийское учение о Троице, полемика с евномианством и модализмом и ее философский аспект. Отношение каппадокийской триадологии к триадологии Плотина.

Тема 5.

Христианская философская антропология. Учение о человеке св. Григория Нисского, отношение христианской антропологии к вне-церковным учениям о человеке. Учение о душе и воскресении, о свободной воле, о пути богопознания и эсхатология св. Григория Нисского.

Тема 6.

Влияние на развитие христианской философии христологических споров V-VI вв. Становление понятий «лицо», «ипостась», учения об ипостасном соединении двух природ и во-ипостасировании в ходе полемики церковных писателей с несторианством, монофизитами и оригенистами. Роль Александрийской, Антиохийской, Римской и Царьградской богословских школ в развитии христианской философии.

Тема 7.

Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его вклад в становление христианской философии. Апофатической и катафатическое богословие. Учение о Божественных именах, о «едином богомужнем действии», о мистическом богословии. Отношение учения Ареопагита к языческом философским системам.

Тема 8.

Философский синтез преп. Максима Исповедника. Место Максима Исповедника в истории христианской мысли. Синтез Максима и синтез Оригена. Космология преп. Максима, его учение о человеке, о двух волях во Христе, о природной и гномической воле, о логосах природы и способе бытия. Философские понятия Максима в отношении к каппадокийским. Преп. Максим и комментарии к Ареопагиту.

Тема 9.

Философско-богословский синтез преп. Иоанна Дамаскина. Иоанн Дамаскин – продолжатель преп. Максима Исповедника. «Система» Дамаскина, ее отношение к языческой философии. «Философские главы» Дамаскина и их влияние на историю развития христианской философии на Западе и Востоке.

Тема 10.

Византийская теория образа. Полемика в защиту иконно-почитания. Философия образа и имени у свв. Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и Никифора Исповедника.  Христианский платонизм в полемике с церковным реализмом в ходе иконоболрчества. Философские основы иконопочитания. Понятие «характира». Христологический аспект защиты иконопочитания.

Тема 11.

Философские и богословские аспекты полемики православных и латинян. Проблема Filoque. Споры об опресноках – философский аспект: понятие сущности, пресуществления, насущного и над-сущного и т.д. 

Тема 12.

Философские аспекты исихазма. История исихазма, св. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама и др. их место в истории Византийского богословия. Понятия сущности и энергии в исихастском богословии. Антроплогия исихазма.

Литература:

1. Преп. Симеон Новый Богослов (в 3-х тт.) р.п. (есть перевод иером. Иллариона Алфеева)

2. Св. Патр Фотий Великий. Тайноводство Св. Духа. Рус. Пер. «Духовная Беседа 1866

3. Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих.

4. Свт. Григорий Палама. Омилии в 3-х тт.

5. Святогорский Томос.

6. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе (и др. сочинения, Два слова о Божией Матери, Изъяснение Божественной литургии).

7. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Под редакцией И.П. Медведева и В.М. Лурье. СПб. 1997. Книга содержит самую полную библиографию по исихазму).

8. Добротолюбие тт. 3-5

9. Прот. Иоанн Мейендорф. Византийское Богословие.

10. Он же. Христос в восточно-христианской традиции.

11. Вл. Лосский Очерки мистического богословия Восточной Церкви.

12. Василий Кривошеин, архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов.

13. Иеромонах Илларион (Алфеев). Преп. Симеон Новый Богослов и православное предание (книга содержит обширную литературу по теме византийского богословия).

14. Архим. Арсений (Иващенко) Николай Мефонский, епископ 12 в. И его сочинения. // Христианское чтение 1882. ч.2 161-175; 495-515, 18883 ч 1. 11-26, 308-357

Избранная литература по теме:

I.

Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М. 2000.

Ранние отцы Церкви. Пер. прот. П. Преображенского

Раннехристианские апологеты II-IV веков.

Св. Иустин философ. Творения

Св. Ириней Лионский. Творения.

Деяния Вселенских соборов. В 4-х тт.

Ориген. О началах. Против Цельсия.

Климент Александрийский. Педагог. Строматы.

Свт. Афанасий Александрийский . творения в 4-х тт.

Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х тт.

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Ч.1-4

Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. перев. В.М. Лурье.

Свт. Григорий Нисский Изъяснение Песни Песней. О душе и воскресении. О жизни Моисея.

Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого. Толкование на Кн. Бытия. На послание ап. Павла к Римлянам.

Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О Небесной иерархии. О церковной иерахии.

Преп. Максим Исповедник. Творения т.1, т.2.

Проповеди святителя Софрония, патриарха Иерусалимского

Преп. Иоанн Дамаскин «Источник знания». Слова против отвергающих святые иконы ( «Три слова в защиту иконопочитания»).

Творения преп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М. 1997.

Преп. Студит Творения иже во святых отца нашего (р.п.)

Свт. Никифор Исповедник Творения иже во святых отца нашего (р.п.).

Слова аввы Исаака Сирина.

Преп. Симеон Новый Богослов (в 3-х тт.) р.п. (есть перевод иером. Иллариона Алфеева)

Св. Патр Фотий Великий. Тайноводство Св. Духа. Рус. Пер. «Духовная Беседа 1866

Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих.

Свт. Григорий Палама. Омилии в 3-х тт.

Святогорский Томос.

Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе (и др. сочинения, Два слова о Божией Матери, Изъяснение Божественной литургии).

Сочинения блаж Симеона архиепископа Фессалоникийского СПб. 1856

Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Архим. Амвросий (Погодин)

Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Под редакцией И.П. Медведева и В.М. Лурье. СПб. 1997. Книга содержит самую полную библиографию по исихазму).

Добротолюбие тт. 3-5

II.

Прот. Иоанн Мейендорф. Византийское Богословие.

Он же. Христос в восточно-христианской традиции.

Он же. Введение в святоотеческое богословие.

Вл. Лосский Очерки мистического богословия Восточной Церкви.

Василий Кривошеин, архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов.

Иеромонах Илларион (Алфеев). Преп. Симеон Новый Богослов и православное предание (книга содержит обширную литературу по теме византийского богословия).

Архим. Арсений (Иващенко) Николай Мефонский, епископ 12 в. И его сочинения. // Христианское чтение 1882. ч.2 161-175; 495-515, 18883 ч 1. 11-26, 308-357

Иеромонах Павел (Черемнухин) Константинопольский собор 1157 г. свт. Николай Мефонский. Богословские труды сб. 1 М. 1960. 85-109

Ф.И. Успенский. Синодик в Неделю Православия. Одесса 1891

Иеромонах Илларион Алфеев. Мир Исаака Сирина. М. 1998.

Бусыгина М. Догматическое содержание полемики об опресноках в 11 в. Патрология философия герменевтика. Труды ВРФШ 1. 1992 сс. 20-28

М. Чельцов. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в 11-12 вв. СПб. 1879.

Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные приемники. М. 1999.

Кристоф Шенборн. Икона Христа. Милан. 1999.

Хосроев. Александрийское христианство

Г. Йонас. Гностицизм

Wolfson H.A. The Philosophy of the Church Fathers, Cambridge, Mass., 1956.

Osborn, Eric The Beginning of Christian Philosophy, Cambridge 1981

Gilson, E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages, London 1955, new edn 1980

J.N.D. Kelly, Early Christian Doctrines, London 1958, 5-th edn 1977

G.L. Prestige, God in Patristic thought, London 1936, 2nd edn 1952

Stead Christopher. Philosophy in Christian Antiquity. Cambridge. 1996

A.H. Amstrong (ed.), Later Greek Philosophy

J.P. Migne, Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca

G.W.H. Lampe (ed.), Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.

Dillon, J. The Middle Platonists, London. 1977

Wallis, R.T. Neoplatonism. London. 1972

Rist, J.M. Plotinus, the Road to Reality, Cambridge 1967

Dodds, E.R. Proclus, the Elements of Theology, Oxford 1933, 2nd edn 1963

Jean-Claude Larchet. La divinization de l’homme selon Maxime le Confesseur. Paris. 1996

Zizioulas J. Being as Communion. SVS Press. NY. 1985