Цыпина Л. В. –– кандидат философских наук, доцент

Тематический план

1: Проблемное поле мистического умозрения.

2: Понятие мистики. Типология мистического умозрения.

3: Модусы двусторонней корреляции Абсолюта и человека.

4 Предпосылки христианской антропологии. Сердце как орган мистического чувства.

5 Мистический опыт как опыт веры.

6 Исключающий монотеизм и мистика авраамических религий.

7 Формирование теолого-догматического образца христианской мистики.

8. Православная мистика как мистика теозиса.

9. Католическая мистика подражания Христу.

10. "Unio mystica" в перспективе формирования реформационной идеологии.

11. Эсхатология и хилиазм как мистические составляющие средневекового мировоззрения.

12. Средневековая мистика и ренессансный пантеизм.

Программа

Тема 1: Проблемное поле мистического умозрения.

Предварительное определение понятий "мистика" и "мистицизм", границы их употребления. Возможность, условия, и природа мистического опыта. Диалектика "не – мы бытия" и "мы – бытия". Мистика и наука: соотношение опыта Откровения с однородным и непрерывным опытом.

Тема 2: Понятие мистики. Типология мистического умозрения.

Диалог философии и мистики: рассудочное отвержение и диалектическое приятие. Мистическое и спекулятивное. Апофатика свертывания – катафатика развертывания абсолюта в мистическом умозрении. Понятийный и языковой протоколы для описания мистических состояний. Вариативность мистического созерцания: мистика Персоны и мистика бесконечности. Оппозиция теоретического и практического в мистике. "Профетический и гносисный" типы мистического умозрения.

Тема 3: Модусы двусторонней корреляции Абсолюта и человека.

Магическое отношение и мистика апофатического свертывания - катафатического развертывания Абсолюта. Онтологическая связь самобытия и инобытия как генезис, эмананация , творение. Генетизм мифа. "Тимей" Платона: единство философской экзегезы и жреческого откровения. Апофатика и экстаз как пути восхождения к сверхчувственному Единому в неоплатонизме. Учение об эманации в горизонте мистического умозрения.

Тема 4 Предпосылки христианской антропологии. Сердце как орган мистического чувства.

Креационизм и формирование христианской мистики. Духовно – телесные места в человеке, предназначенные для нуминозного воздействия. Сердце как средоточие жизни в Ветхозаветной традиции. Мистерия сердца в свете Новозаветного откровения.

Тема 5 Мистический опыт как опыт веры.

Вера как центрированный акт личности и восстановление целостности человека.

Многообразие опыта веры. Элементы веры. Соотношение веры и разума. Динамика религиозного чувства: от страха через скорбь и раскаяние к приятию, благодарности и любви. Мистический смысл окончательного откровения.

Тема 6 Исключающий монотеизм и мистика авраамических религий.

Разновидности мистики в иудаизме. Мистика света Филона Александрийского. Идея буквенного творения и мистика имени в талмудической традиции. Исламская мистика, особенности мистического пути в суфизме.

Тема 7 Формирование теолого-догматического образца христианской мистики.

Живой Бог и жизнь божественная: разработка идеи посредника. Христианство и гностицизм. Своеобразие гностической космологии, антропологии, сотериологии. "Событие – Иисус Христос" как мистическое a priori. Историческое измерение христианства. Начало триадологических споров. Необходимость преодоления унитаризма и тритеизма. Оформление Никео – Константинопольского символа веры.m Христологические споры. Мистические импликации Халкидонского догмата.

Тема 8. Православная мистика как мистика теозиса.

Духовная традиция восточного монашества: аскетизм и доброделание. Евагрий понтийский и "чистая молитва". Макарий Египетский и мистика сердца. Спекулятивное направление свято – отеческой мистики: Роль апофазы в богопознании. Дионисий Ареопагит и идея небесной иерархии. Учение об обожении: св. Григорий Нисский и пр. Максим Исповедник. Мистика любви Симеона нового Богослова. Проблема боговидения в византийском исихазме. Споры о природе Фаворского света. Паламитский синтез.

Тема 9. Католическая мистика подражания Христу.

Imitatio Christi как мистика преображения души. Мистерия сердца и универсальность вероотношения в Августинианстве. Бернар Клервосский: Сверхразумность откровения, границы рационального познания, тождество воли в вере. Сен-Викторская школа мистического богословия. Медитативная практика contra схоластическая логистика. Троичность абсолюта и тройственность структур души и познавательной способности: cogitatio, meditatio, contemplatio в учении Гуго Сен – Викторского. Рихард Сен – Викторский о шестичленной градации объектов созерцания. Структура мистического опыта в "Путеводителе души к Богу" Бонавентуры.

Тема 10. "Unio mystica" в перспективе формирования реформационной идеологии.

Спекулятивная мистика божественной сущности Майстера Экхарта. "Gott" и "Gottheit" в диалектике мистической жизни. Иоганн Таулер об основе Бога и природе души. Эволюция идеи "отрешенности" Экхарта в идею "невозмутимости разума" Генриха Сузо. Рейсбрук Удивительный и "devotio moderna". "Unio mistica" и тезис о рабстве воли как парадоксальная основа реформационной идеологии.

Тема 11. Эсхатология и хилиазм как мистические составляющие средневекового мировоззрения.

Идея пресуществления исторической жизни в христианстве Мистический опыт в контексте структур повседневности Европейского средневековья. Эсхатологический смысл учения Августина о "Двух градах". Тринитарная концепция истории Иоахима Флорского. Три ордена святого Франциска: движение спиритуалов, "Вечное Евангелие". Историософия и историческая реальность: столкновение ереси и ортодоксии.

Тема 12. Средневековая мистика и ренессансный пантеизм.

Мистическая поэзия Ангелуса Силезиуса. Н. Кузанский о возможности - бытии и совпадении противоположностей. Панэнтеизм и ренессансный принцип "все во всем". Отождествление божества и универсума в философии Дж. Бруно. Мистический смысл "героического энтузиазма" Ренессансный мистицизм Я. Бёме.

Литература:

1. Августин А. Исповедь, кн.10 – 13, М., 1991.

2. Аверинцев С.С. Мистика // Философский Энциклопедический словарь, М., 1983, с., 386.

3. Адо П. Плотин или простота взгляда, М., 1991.

4. Ангелус Силезиус Херувимский странник, С-Пб.,1999.

5. Батай Ж. Внутренний опыт, СПб, 1997

6. Бёме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении М. 1990.

7. Бернар Клервосский Проповеди на Песнь Песней // Антология средневековой мысли, т., 1, СПб., 2001, с. 427-431.

8. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры, С-Пб., 1996.

9. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры С-Пб., 1995.

10. Бонавентура Дж. Ф. Путеводитель Души к Богу, М., 1993.

11. Бородай Т.Ю. Платоновский демиург – образ или категория? // Античная культура и современная наука, М., 1985.

12. Бубер М. Два образа веры, М. 1995.

13. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса, М., 1994.

14. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т.1, М.,1975.

15. Генрих Сузо Книжка Истины // Антология средневековой мысли, т., 2, СПб., 2002, с. 466-487.

16. Григорий Палама Триады в защиту священнобезмолвствующих, М., 1995.

17. Гуго Сен-Виктор О созерцании и его видах // Антология средневековой мысли, т., 1, СПб., 2001, с. 342-351.

18. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта, Лекции 1, 2, СПб., 1992.

19. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта, Лекции16, 17, СПб, 1992

20. Дильтей В. Воззрение на мир. Исследование человека со времен Возрождения и Реформации, С-Пб., 2000.

21. Дионисий Ареопагит О божественных именах. О таинственном богословии, С-Пб., 1995.

22. Жебар Э. Мистическая Италия, Томск 1997.

23. Идрис Шах Суфизм М. 1994.

24. Иоахим Флорский Согласование Ветхого и Нового Заветов // Антология средневековой мысли, т., 1, СПб., 2001, с. 509-537.

25. Йонас Г. Гностицизм СПб, 1998.

26. Кант И. Рецензия на книгу И. Г. Гердера Идеи к философии истории человечества, Собр. Соч. в 6 тт., Т.6, М. 1966.

27. Карл Ясперс Философская вера, лекции 3, 4 // Смысл и назначение истории, М. 1991.

28. Карсавин Л. П. Святые отцы и учителя Церкви, С-Пб., 1994

29. Кассирер Э. Избранное: индивид и космос, М. - С-Пб., 2000.

30. Кассирер Э. Философия символических форм, т.2, Мифологическое мышление.1, ч.3, гл.1, 3., СПб., 2002.

31. Кузанский Н. О возможности-бытии. Охота за мудростью. О вершине созерцания // Кузанский Н. соч. в 2-х тт., т., 2, М., 1980.

32. Лосев А.Ф.Диалектика мифа, гл.7, 11.//Философия, Мифология, Культура, М., 1991.

33. Лосский В. Н. Богословие и боговидение М., 2000.

34. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви//Мистическое богословие Киев, 1991.

35. Максим Исповедник Мистагогия // Максим Исповедник Творения кн. 1, М., 1993.

36. Марру А. Августин и августинианство. Долгопрудный 1999

37. Мастер Экхарт Избранные проповеди и трактаты, СП-б.,2001.

38. Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение, М. 2001.

39. Мейендорф И. Святой Григорий Палама и православная мистика // История церкви и восточно – христианская мистика, М., 2000.

40. Метерлинк М. Рейсбрук Удивительный // Рейсбрук Удивительный Одеяние духовного брака, Томск,1996.

41. Минин П. Главные направления древне – церковной мистики //Мистическое богословие, Киев, 1991.

42. Минин П. Главные направления древне – церковной мистики //Мистическое богословие, Киев, 1991.

43. Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве, кн.1, М., 2003.

44. П. Тиллих Динамика веры, М., 1995.

25. Платон Тимей // Соброч. в 4 – х тт., т.3, М.,.1994.

46. Плотин О трех первых началах или субстанциях (5, 1), Каким образом от первого начала происходит то, что после него, и о Первоедином (5,4) //Сочинения, СПб., 1995.

47. Прот. А. Мень Исагогика, раздел 2, 17,18,19, М., 2000.

48. Прот. Н. Иванов И сказал Бог…Библейская онтология и Библейская антропология, Клин,1999.

49. Рейсбрук Удивительный Одеяние духовного брака, Томск,1996.

50. Рихард Сен-Виктор Четыре ступени пламенной любви // Антология средневековой мысли, т., 1, СПб., 2001, с. 355-360.

51. Сират К. История средневековой еврейской философии, Введение М.2003, с.21 – 38.

52. Спасский А. История догматических учений в эпоху вселенских соборов, тт.1 – 3, Сергиев Посад, 1906.

53. Тантлевский И. Я. Книги Еноха. Сефер Йецира. Книга творения М. – Иерусалим, 2002.

54. Таулер И. Царство божие внутри нас, С-Пб., 2000.

55. Тертуллиан О плоти. Христа 5 // Избранное, М. 1994.

56. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника, СПб., 1998.

57. Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории М. 1900.

58. Филон Александраийский толкования Ветхого Завета, т. 1, М. 2000.

59. Флоровский Г. В. Восточные отцы церкви IV века М., 1992.

60. Флоровский Г. В. Восточные отцы церкви V VIII веков М., 1994.

61. Фома Кемпийский О подражании Христу Брюссель,1993.

62. Хорьков М.А. Генрих Сузо:мистик с Бодензее // Г. Сузо Книга истины. Книга Любви Спб., 2003.

63. Хорьков М.А. Майстер Экхарт. Введение в философию великого рейнского мистика М.,2003.

64. Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг – Хаммади М. 1991.

65. Хюбнер К. Истина мифа, гл. 5, М., 1996.

66. Цветочки славного мессера св. Франциска и его братьев, С-Пб., 2000.

67. Шеллинг В. Ф. Й. К истории новой философии, Собр. Соч. в 2 тт., т. 2, М.1989.

68. Шиммель А. "Мир исламского мистицизма", М. 2000.

69. Шиммель А. Мир исламского мистицизма М., 2000.

70. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике М. – Иерусалим, 2004.

71. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия //Философские произведения, М., 1990.