Заседание СПб философского клуба РФО


СПб философский клуб РФО

18 января 2014 г. в 15.00, ауд.602 состоится очередное заседание клуба
совместно с интернет-сообществом "Философский штурм" на тему:

"Троичность в философии".

По докладу члена СПб философского клуба Е.Н. Антоновича.

Вход свободный.

Антонович Е.Н.

ГЕНЕЗИС И УРОВНИ ПОЗНАНИЯ СТРУКТУРЫ ТРИАДЫ В ФИЛОСОФИИ

Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все

существа (Лао-Цзы)

Подобно тому, как половое соединение покоится на трех основах (мужской, женской,

результат объединения), точно так же не могло бы существовать единения всех вещей,

не могло бы быть иного источника благословения, как из числа три (Зогар)

Тот, Кто создает безостановочно миры – Троичен. Он есть Брама-Отец, Он есть

Майя-Мать, Он есть Вишну-Сын – Сущность, Субстанция и Жизнь (Упанишады)

Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… Все вещи состоят из трех

(Пифагор)

Тернер непосредственно вытекает из бинера; движение, рождающее два, рождает

три; три есть ключ чисел, так как это первый числовой синтез (Елифас Леви)

Тезис – антитезис – синтез (Гегель)

Товар-Деньги-Капитал … Логика - Диалектика – Теория познания (К.Маркс)



Предлагается - генодрево философии триединого синтеза (ФТС), универсальный метод, который дает целостное более углубленное и широкое понимание триады и законов диалектики

Ключевые слова: единство, противоположности, дух, материя, анализ, синтез, генодрево, тезис, антитезис, отрицание


Представления философов о триаде в истории философии деградировали от понимания триады, как структурной основы всех процессов развития - в далеком прошлом, до полного ее исключения из познания – в наше время. Если еще в СССР философские словари давали понимание триады, то, например, в уже в 1994 г. даже в «Краткой философской энциклопедии» (М, Прогресс-Энциклопедия) этого понятия уже нет.

Диалектический материализм (ДМ) односторонне использовал триаду в познании для обоснования закона отрицания отрицания, рассматривая антитезис, как 1-е отрицание, движущее начало всякого развития, а 2-е – как синтез,- сохранение и снятие логикой (или-или) того же материального начала: «Понятие «Т.» впервые применено Платоном и неоплатониками (в частности Проклом), широкое развитие получило в нем. классической философии, особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис (по формальной логике или-или,- Е.А.), но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. И т.д. В Т. Отражается одна из особенностей развития, когда на основе проделанного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени. Гегель абсолютизировал Т. И, вопреки собственным заявлениям, превратил ее в искусственно навязанную действительности схему, в формальный прием построения философской системы, в схему трехступенчатого развития понятия» [1].

Закон отрицания отрицания ДМ, в процессе раздвоения единого, отражает только одну материальную сторону процесса развития. В ФТС закон «двойственности двойственных отрицаний», утверждает, что процесс развития двойственен и цикличен: материальное развитие - отрицание отрицания материального начала вызывает духовное развитие – отрицание отрицания духовного начала (и наоборот), что говорит о цикличности развития. В одном цикле материального и духовного развития, совмещающем два его направления: эволюции и инволюции, переход от материального развития к духовному (и обратно) вызывает кратковременную смену (скачок) направления развития, который в свою очередь ответственен за кризисы ([2] Рис 49, [3]).

Чтобы читателю была понятна сущность излагаемого далее материала о структуре триады, мы даем краткое содержание ФТС – философии дуалистического монизма (единства духа и материи) и ее метода познания - генодрева. Нами в ФТС предлагается универсальная структурно-логическая модель исследования (метод познания) – генодрево единства, взаимодействия и взаимопроникновения логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий. В основу всех уровней структуры генодрева положены: древняя идея единства духа и материи (по, Ведам, Дао, Платону и др.) и обратная триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (логика «или-или»). На генодреве ФТС, построенном как симметричный граф (или как древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН: монограммы – диаграммы – триграммы -…) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное, образуя математическую «золотую» прогрессию, с логикой ритма (цикличности) развития: 1-2-4-8-… .

Сущность структуры генодрева проста. Точка (начало генодрева) - принцип логики целого (синтеза и-и). Из первопринципа вытекает два рода идей тезиса-антитезиса: Ян-Инь, дух-материя, мужчина-женцина, субъект-объект, - логики (или-или): Я, неЯ. В основе логики развития структуры генодрева лежит процесс развития противоречия: Я, неЯ, которые раздваиваясь, на новые Я и неЯ, образуют на 2-м уровне 4-е элемента системы: Я-Я, Я- неЯ, неЯ- Я, неЯ-неЯ, на 3-м уровне – 8. Это универсальный процесс развития по прогрессии: 1-2-4-8-… .

Логика ритма развития всех мировых процессов, основанных на единстве духа и материи, задана прогрессией: 1-2-4-8… заложена в древнекитайской двоичной системой счисления ИЦЗИН. Современные ученые: Сазеева Н. и др. утверждают, что логика ритмов развития: 1-2-4-8-… свойственна всем процессам развития: «основной формой движения материи является колебательный процесс…октава…отражает принцип зеркальной симметрии… Ряд октавных ритмических резонансов представляет собой последовательность чисел 2n … Например, 1,2,4,8, … спираль с основанием логарифма, равным 2 … лежит в основе развития природных процессов на всех структурных уровнях мироздания»[4].

Структура генодрева ФТС позволяет рассматривать логику познания, развития не как линейный, однонаправленный процесс, а как единый, динамическо-диалектический, ступенчатый процесс, идущий в 4-х направлениях по горизонтали и вертикали: системного анализа (множественности, логики «или-или»), системного синтеза (единства, логики «и-и»), абстрактного и конкретного или духовного и материального (тезиса и антитезиса). Начало генодрева - уровень единства противоположностей (логики синтеза и-и); первый уровень генодрева – уровень двойственности: тезиса и антитезиса (логика разделения или-или); второй уровень – уровень деления тезиса и антитезиса на новые тезис и антитезис (подробнее [5,6,7]).

Противоречие – отношения между противоположностями, исходное основание процессов познания (развития). Иерархия их развития двойственна: вертикальная (духовно-логические ступени познания: тезис – антитезис: духовное - материальное, абстрактное – конкретное и др.) на каждом уровне познания и горизонтальная (уровни глубины системы познания синтеза-анализа: 1-2-4-…). Противоречия могут возникать не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми методами вертикального синтеза на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями глубины одной системы или взаимодействующими системами). Разрешение этого вида противоречий, возможное при объединении направлений мышления анализа и синтеза, дает универсальный метод системного синтеза-анализа – генодрево ФТС.

ФТС – философия единства и различия (синтеза и анализа) не только духа и материи, субъекта и объекта, но и времени и пространства, энергии и движения, объединят в единое целое субстанциональную и реляционную концепции философии, идеализм и материализм ([2] Рис 65).

ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает диалектическую логику, материализм и идеализм, а на основе системного синтеза, являющегося основой метода, развивает их в более совершенное единство – триединый системный синтез (синтез единства, антитезиса и тезиса). Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движения системы противоположностей от множества к единству теории (духовного) и практики (материального), - путь к познанию истины.

В основе структуры генодрева ФТС (вертикальной и горизонтальной иерархии: 1-2-4-8-…) лежит универсальный механизм мышления, состоящий из обратного гегелевского отрицания, ставящий во главе триады синтез: синтез-тезис-антитезис, и принцип перехода от троичности к четверичности (2-у уровню структуры генодрева), до сих пор, не понятых и не используемых философами, учеными в процессах познания. Многие известные философы (и философии) не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят философского единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером, впервые данные китайской философской системой двоичного счисления ИЦЗИН (ваимосвязи троичности и четверичности нами показаны на Рис 59 [2]).

Триада была давно известна европейским философам: Пифагору (580-500 гг. до н.э.), Гераклиту (544-483 гг. до н.э.), Пармениду (540-480 гг. до н.э.), Платону (427-347 гг. до н.э.) и др.

В основе ИЦЗИНа лежит триада (Единое-Инь-Ян). Официальная история философии Китая, относя создание ИЦЗИНа к первому тысячелетию до н.э. (по преданию – более 9000лет), отмечает в нем связи не только с теорией чисел, двоичным счислением, на котором работают ЭВМ (что отмечал Лейбниц), но и диалектикой противоречий, на которой основана триада.

Мы считаем, что структура генодрева ФТС, как и ИЦЗИНа, отражает не только логику анализа-синтеза, диалектики отношений единого-диады-триады-тетрады в понятиях философии, но и процессов мышления, познания, развития сфер общества ([2] Рис 65, 34, 49, 47,101).

Методология компромисса Конфуция (551-479 гг. до н.э.),- поиск золотой середины между двумя крайностями (тезисом и антитезисом триады), живет сегодня в идее и теории третьего пути развития: “Конфуций говорил: «Золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им» … в комментариях в «Лунь юю» поясняется: «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину». Это и есть принцип «держать два конца, но использовать середину», согласно которому между двумя стоящими против друг друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и «отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение. Фактически это теория компромисса и теория смягчения противоречий” [8].

Современное человечество, без принятия философии и идеологии третьего пути, как пути синтеза, компромисса двух крайностей, не сумеет решить проблемы толерантности, нетерпимости к другим идеологиям, культурам, религиям и неуправляемого религиозного терроризма.

«Толкования к Книге Перемен» основанные на философии дуалистического монизма, дают решение триады в дао, - синтезе, третьем пути: “«Толкования» дают глубокое изложение причин, вызывающих изменения … «Одно темное и одно светлое начало называют дао» (Чжоу-и, гл.7). Мао Цзедун указывает: «Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика. В древности в Китае говорили: «Одно темное и одно светлое начало называются дао. Не может существовать только темное начало без светлого или только светлое начало без темного. Это дуализм, возникший в древности» … Борьба противоположностей внутри Великого Предела привела к появлению двух противоположных сторон – неба и земли. … Триграммы соответствуют объективному процессу разделения единого на две части … «… Великий Предел … породил два начала …, два начала породили четыре символа …, четыре символа породили восемь триграмм»… В «Толкованиях» ясно проводится идея о превращении противоречий и высказывается мысль, что все предметы под влиянием противоположных сил, представленных темных и светлым, идут к своей противоположности”[9].

Признание Мао Цзедуном в триаде единства светлого и темного начал, равнозначное пониманию единства духовного и материального начал, послужило базой создания новой идеологии и современных экономических и социально-политических успехов Китая.

В Древнем Китае противоречие понималось значительно шире, чем в современной диалектике, реалистической философии (Обухов В.Л. и др.), выражаясь в признании существования не только двух (духа и материи, темного и светлого, Инь, Ян и др.) начал, но и результатов их последующего деления в системе противоположностей (1-2-4-8-…) ИЦЗИНа.

Чжу Си (1130-1200) считал естественным диалектический принцип разделения одного на два и всеобщность борьбы противоположностей в предметах и явлениях. Чжу Си раскрывает глубину отношений тезиса – антитезиса (светлого – темного начал): «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два,- высший естественный принцип»…Чжу Си утверждает, что противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности. Он писал: «Находящийся перед глазами предмет имеет лицевую и оборотные стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее». Это говорит о том, что в каждом предмете и явлении есть противоречие. Чжу Си отмечает также: «Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала»… существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы…. Чжу Си тем самым углубил представление о всеобщем характере противоречий”[10].

Генодрево ФТС отражает не только деление тезиса и антитезиса на новые противоположности (в [2] см. Рис 66,101), но и все уровни универсальной диалектической иерархии многослойных противоположностей:1-2-4-8… .

Китайские философы, задолго до ошибочных выводов: российских либералов об отрицании диалектики вообще, и классиков МЛ, об абсолютности борьбы противоположностей, будучи гибкими прагматиками, считали, что их борьба - относительна, а единство - абсолютно: «Вань Фуджи (1619-1692) пишет об относительности борьбы противоположностей. С его точки зрения, все противоположности не абсолютны, а взаимопроникаемы, взаимопереходящи и взаимопревращаемы … в мире не существует абсолютно противоположных предметов и явлений. … «Движение вперед, достигнув предела, поворачивает назад, чтобы двигаться вперед», … «То, что гибнет сегодня, не прерывается в будущем», т.е. то, что теряется сегодня, не обязательно будет потеряно в будущем (анализ генодрев Рис 47,101 [2,3,4,6] полностью подтверждает эти выводы Вана Фуджи,- Е.А.). «Когда в Поднебесной все считают что-то истинным и держатся за это, то совершают ошибку; когда в Поднебесной все считают что-то ложным, в каждом ложном есть истинное». Поэтому нельзя упорно цепляться за то, что считается истинным или ложным… Как подчеркивал Ван Фуджи, «соединение двух для получения одного» представляет единство противоположностей, но в результате этого противоречия не смягчаются. … при отсутствии единства не могут возникать противоречия. … Ван Фуджи считал, что «два» и «одно» - отношения между противоположностями и единством, представляющие единство противоположностей» [11].

Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории развития, что затруднило ее развитие и понимание. Об этом писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [12].

Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, так же не раскрывают структуру триады, логику ее дихотомического развития, дающую начало процессам развития.

Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия, как источника развития, заключаются в том, что при преподавании философии, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтез (логика и-и) раскрывается поверхностно, без изучения ее структуры, создавая барьер в развитии сознания, исключая понимание начала и направлений процесса развития.

П. Успенский, в Третьем Органоне (Tertium Organum), исходя из логики или-или (анализа) Аристотеля, Бэкона, открыл формулы высшей логики и-и (синтеза), известные древним, но забытые сегодня: «Раньше Бэкона и Аристотеля в древних индийских писаниях давались формулы (они имеются и в ИЦЗИНе,- Е.А.) этой высшей логики, отпиравшей собою двери тайн. Но значение этих формул быстро терялось… Высшая логика существовала раньше, чем была формулирована дедуктивная и индуктивная логики … Беря за образец аксиомы Аристотеля, мы можем на нашем бедном земном языке выразить главную аксиому новой логики следующим образом: А есть А, и не А или Всякая вещь есть и А, и не А или всякая вещь есть Все… Это только попытки выразить аксиомы этой логики в понятиях» [13].

Генодрево ФТС, на приоритете логики и-и, развивает двоичную логику Аристотеля, Бэкона, Успенского: Я-неЯ до многоуровневой системы противоречий (подробнее Рис 38, 35 в [2,3]).

Успенский еще в начале ХХ века, опирался на более глубокое, древнее понимания триады, известное как закон трех сил: «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия феноменального мира,… Люди … неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу … Примеры работы трех сил и моменты появления третьей силы можно отыскать во всех … феноменах жизни человеческих сообществ и человечества в целом, во всех явлениях окружающей нас природы … В феноменальном мире, наблюдаемом субъективно, мы видим в явлениях действие только одной или двух сил. Если бы мы могли найти в каждом явлении три силы, мы увидели бы мир таким, какой он есть, т.е. вещи в себе; … явление, которое представляется простым, может на деле быть весьма сложным, т.е. быть результатом очень сложного сочетания триад» [14].

Успенский видел смысл жизни в познании, расширении целостного сознания человека до триады единства философии, науки и религии: «Все элементы сознания,- ощущения, представления, понятия, идеи, суждения, … чувства, эмоции, даже творчество – это все орудия познания, которыми располагает Я … Для того, чтобы постигнуть сознание целого, нужно понять характер целого. Сознание есть функция целого. Так функция человека есть сознание…. Наука, философия, религия, искусство – формы познания. Метод науки опыт; метод философии – умозрение; метод религии и искусства – моральное или эстетическое эмоциональное внушение. Но и наука, и философия, и религия, и искусство – только тогда начинают действительно служить истинному познанию, когда в них начинает проявляться интуиция. Цель всякого познания – переход к интуитивному познанию. А в интуитивном познания разные формы познания – наука, философия религия и искусство – должны сливаться одно с другим, образуя единое целое» [15].

Структура целостного сознания дана нами ([2] на Рис 77) как единство левополушарного и правополушарного мышления, включающее на следующем уровне 4-е элемента: ощущения, чувственные представления, логические понятия, сверхчувственные восприятия и интуиция.

Близкие Успенскому и ФТС взгляды на структуру триады, единства синтеза и анализа, тезиса и антитезиса в мышлении, познании целостности сознания выражал Шмаков В.: «Сознание … есть одновременно и единство и множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных единств и множеств … имеет … в категории … мистики: Восприятия … разума: Представления, Понятия, Мысли, Идеи … Принципы… наше сознание построено по закону иерархии во всех трех его категориях» [16].

Путь расширения сознания человека Успенский видел в использовании идеи триады и интуиции человека, которую он предлагал совершенствовать через развитие сверхчувственных восприятий: “В обычной жизни мы мыслим тезисами и антитезисами; всегда и везде существуют «да» или «нет», «нет» или «да»... в действительности в каждом отдельном случае существовало не два, а три элемента. Было не только «да» и «нет», а «да» , «нет» и что-то еще. И вот как раз природа этого третьего элемента, недоступная пониманию, делала непригодными все обычные рассуждения и требовала изменить основной метод мышления…. Мы живем в совершенно нереальном, фиктивном мире, спорим о несуществующих идеях, преследуем несуществующие цели, изобретаем все, даже самих себя. Но, с другой стороны, в противоположность мертвым идеям, которые не существовали нигде, являлись и живые идеи … существовала идея триады или троицы, которая входила во все” [17].

Идеи Успенского, Шмакова о целостности сознания, триады подтверждаются, развиваются не только ФТС, но и Академией развития Сознания (АРС) СПб: “«Философский энциклопедический словарь» (М. 1989) сообщает, что «сознание … осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность». Если сознание отражает в форме образов внешний по отношению к нему мир, то что такое эволюция сознания? Раньше философы подчеркивали, что понятие «психика» шире понятия «сознание», поскольку подсознание не принимает участия в осмыслении того, на что в данный момент человек обращает внимание. Главным, центральным ядром в сознании считали знания. Тут видны два пути эволюционного развития сознания: 1) расширение и углубление знаний об окружающем мире и о себе; 2) включение бессознательного в сферу осмысленного. В АРС используются оба пути…. Итак, что же такое сознание? … «Сознание – модель мира, присущая данной субстанции» … Как происходит осознание? Осознание – это всегда построение целого из отдельных частей. Рассмотрим, например, построение треугольника. Есть три отрезка. Их надо соединить … В момент соединения произошло осознане. Теперь есть новое целое, новая идея целого…. Выводы: - сознание не тождественно осознанию; - при осознании надо объединить «начало» и «конец», что возможно только в случае работы в пространстве следующей мерности. Так, если мы представляем мир как трехмерный, осознание происходит в четырехмерном пространстве (это объяснение причинной связи троичности и четверичности,- Е.А.)... – раз осознание более многомерно, сам факт осознания ускользает от человека. Он воспринимает только результат сознания” [18].

На генодреве ФТС каждый следующий уровень раскрывает содержание предыдущего.

Философы прошлого понимали триаду более широко, применительно ко всем сторонам жизни. Триада понималась как единство 3-х начал: активного – пассивного – результирующего, которое в зависимости от направления мышления соответствует в познании синтезу или анализу.

У древних числа в арифметике имели философское содержание: 1) тезис – 1 (единица, вертикаль, активное духовное начало) – 2) антитезис – 2 (горизонтальная линия, пассивное материальное начало) – 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел). У древних крест, образованный вертикальной и горизонтальной чертами, как и в графике генодрева, также обладал философским смыслом единства двух частей мира: духовного и материального, во всех религиях это означало - единство духа и тела. Триады: Отец- Сын– Св. Дух; Брама-Майя-Вишну (Отец-Мать-Сын), отец-мать–дитя; дух-материя-единство (субстанция); делитель-делимое-частное; движение-покой–равновесие; кислота-основание–соль; свет-темнота-полутень; будущее-прошедшее-настоящее, время-пространство-сознание, энергия-движение-материя.

В теории познания 3-х значная структура понятий в философиях Китая – ИЦЗИН: синтез – дает начало процессам развития: Одно (единое)-Ян-Инь-4 диаграммы-8 триграмм-…. В индийской философии Ньяя понятия, выводы, состоящие из 3-х терминов: меньшего, большего, среднего (холм-огонь-дым), основаны на логике триады.

Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза (некоторые философы называют его «завесой» в сознании) в троице, который неизбежно приводят процессы познания, развития к крайним вариантам.

Рассмотрим триаду: мужчина-женщина – дети, шире в процессе всех возможных вариантов развития. Для этого составим генодрево, всех возможных комбинаций, где: 0) уровень генодрева– понятие – единства (семьи); 1) уровень генодрева – противоречие: мужчина-женщина; 2) уровень генодрева дает 4-е возможные комбинации его разрешения: - мужчина-мужчина - гомосексуализм, - мужчина – женщина – дочь, - женщина- мужчина – сын, - женщина-женщина- лесбиянство. Природа полноценными вариантами избрала средние, ведущие к разрешению противоречия в синтезе, сохранению и развитию жизни, самого человека. Крайние варианты избрало, сознание человека, искаженное формальной логикой, отрицающей синтез противоречий. На западе общественное сознание, мировоззрение, искаженное логикой Аристотеля, разрушая семью, принцип развития - синтеза, уже узаконило эти крайние формы развития, там ими увлекаются даже священники. Какое, из 2-х исходных утверждений: мужчина-женщина - ложно? Формальная логика утверждает, что одно из них ложно. Из приведенного примера ясно, что это полная чушь. О ложности или истинности можно судить только по следующему уровню процесса развития системы противоречий (следующей мерности по Успенскому). В общем виде можно сказать, что «тезис и антитезис образуют выражение истины» (так утверждал еще П. Флоренский).

Но еще большее непонимание процессов развития в триаде может возникнуть, когда расположением элементов триады задается направления развития (эволюция-инволюция, духовное-материальное, причина-следствие,…).

Российский исследователь ИЦЗИНа А. Лукьянов описывает горизонтально-вертикальную структуру ИЦЗИНа, построенную на диалектической логике раздвоения единого, когда понятие синтеза находится внутри тезиса-антитезиса (Ян-Инь)- тезис-синтез-анитезис, - это модель развития вселенной по Дао (развитая вертикальной структурой генодрева ФТС): “То инь, то ян – это и есть Дао … Великий предел – …генетическое начало «Перемен», генетическая единица, одно единое. Два образца-и – это инь и ян, бинарная развертка Великого Предела: в графике – это целая черта ян и прерванная инь, в числовом выражении единица и двойка. Четыре образца-сян – это великий и малый ян и великая и малая инь… Восемь символов-гуа – это восемь триграмм (Рис 1/24 и в [1] Рис 20)… Вселенско-космический ритм инь-ян, выраженный диадной оппозицией, на самом деле представляет собой генетическую триаду: ян, тождество инь-ян, инь. В проекции на биологическую сущность ян – мужское начало, инь-ян – детское (среднее, синтез двух противоположностей,- Е.А.), инь – женское”[19].

Давайте, используя структуру генодрева, найдем все возможные пространственные комбинации сочетания элементов триады: тезис - антитезис – синтез (анализ) на генодреве Рис 1/34 в зависимости от возможных направлений развития (познания). Вверху на рисунке показан крест из 2-х пересекающихся линий: горизонтальной, где развитие может идти в 2-х направлениях: анализа (вправо) и синтеза (влево) и вертикальной – духовного, абстрактного - эволюции (вверх) и материального,- инволюции (вниз).

Совершенно очевидно, что таких вариантов комбинаций может быть 23=8 (при этом, в каждых их 2-х направлений вертикального и горизонтального креста логики развития на Рис 1/34: горизонтального- анализа и синтеза, вертикального - эволюции- инволюции направления развития меняются местами; т.о. по вертикали и горизонтали сочетаются логики и-и и или-или):

1) тезис – антитезис – синтез (1-2-3с),- исходная триада процесса познания, развития (где синтез на 3-м месте), по Гегелю, инволюционно–эволюционный синтез, с приоритетом материального начала в развитии и эволюционного синтеза в познании,- вариант возможного материалистического развития, с логикой познания отрицающей анализ (эта логика мышления могла использоваться в древнейших системах знаний);

2) антитезис – тезис – синтез (2-1-3с), - эволюционно-инволюционный синтез с приоритетом духовного начала в развитии и инволюционным синтезом в познании,- направление развития, с приоритетом духовного, нравственного начала и логикой познания, отрицающей анализ (логика мышления, завещанная человечеству всеми древними религиями);

3) анализ - тезис – антитезис (3а-1-2),- эволюционно-инволюционный анализ с приоритетом материального начала в развитии, ведущий процессы развития, раздвоения единого к приоритету материального над духовным и отрицанием синтеза в познании (вид материалистического мышления, используемый современными науками, идеологиями, включая марксизм-ленинизм, западное либеральное общество потребления);

4) анализ – антитезис – тезис (3а-2-1),- инволюционно-эволюционный анализ с приоритетом духовного над материальным в развитии и отрицанием синтеза в познании (вариант возможного духовного развития человечества при приоритете анализа в познании);

5) тезис – синтез - антитезис (1-3с-2),- инволюционный синтез-анализ, процесс инволюционного развития на основе единства синтеза-анализа в познании,- вариант инволюционного развития с приоритетом материального начала, отрицающего возможность эволюционного (духовного) развития, когда в познании при формальном принятии единства анализа-синтеза, отдается приоритет синтезу, а на практике - анализу (возможный вариант развития мышления);

6) антитезис – синтез - тезис (2-3с-1),- эволюционный синтез-анализ, процесс эволюционного развития материального (социального) начала с приоритетом духовно-нравственного начала, который при формальном признании единства анализа-синтеза в познании отдается приоритет анализу (вариант прогрессивного развития с приоритетом синтеза на практике и анализа в познании);

7) тезис - анализ – антитезис (1-3а-2),- инволюционный анализ-синтез, процесс инволюционного развития с приоритетом материального начала и анализа в познании, вариант материалистического развития при отсутствии приоритета единства анализа-синтеза в познании – современный уровень материалистического развития человечества при формальном признании единства анализа и синтеза, - фактический приоритет анализа в познании (уровень развития науки в СССР и России, признающий системный анализ, но отрицающий системный синтез);

8) антитезис – анализ – тезис (2-3а-1),- эволюционный анализ-синтез, процесс эволюционного развития материального с приоритетом духовного начала и синтеза в познании – вариант развития при формальном признании единства синтеза-анализа, реальным приоритетом синтеза в познании и анализа на практике (вариант прогрессивного развития, завещанный человечеству древними философиями).

Если древние цивилизации предпочитали 1-й и 2-й варианты развития, то в наше время наиболее оптимальным для прогрессивного развития человечества, на основе приоритетов духовно-нравственного развития и синтеза в познании, является последний – 8-й вариант.

Анализ триады структурой генодрева ФТС, выделяя два двойственные направления синтеза и анализа, духовного и материального в познании и развитии, уточняет - синтез отрицает и объединяет не только анализ (и наоборот), но и тезис и антитезис, в зависимости от принятых приоритетов: духовного - материального, эволюции - инволюции в познании или развитии.

К сожалению, современные материалистическая философия и наука выбрали для человечества два тупиковых пути развития, ведущие его к регрессу в познании и развитии - духовной инволюции: 3-й и 7-й. Только философия диалектической логики единства духовного и материального начал, древнего и современного знания, основы которых даны древними философиями и отчасти ФТС, может указать на ошибочность пути современного пути познания- духовной деградации познания и социального развития человечества.

Эволюция знания идет от простого к сложному – это общеизвестно. Сложные структуры живых организмов невозможно познать, используя методы познания материалистических теорий и философий. Усложнение технологического, научного и социального развития человечества неизбежно ведет к развитию сознания и усложнению методов научного мышления человека и обратно. Этот усложняющийся синтез (единства) духовного и материального (сознания-субъекта и объекта познания) - основа прогресса человечества.

Усложнение форм познания и сознания человека создает препятствия для познания окружающего мира, очередной научный кризис в количественном описании мира, - переизбыток информации. Выход из информационного кризиса познания – в создании универсального метода, который предлагает метод генодрева ФТС - не только упростит формы познания, но и создаст новые условия для его дальнейшего прогресса.

Литература:

1. Философский словарь. ИПЛ. М. 1972.

2. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543с.

3. Антонович Е.Н. Диалектика универсального единства материализма и идеализма.htth://www.dialog21.ru.

4. Сазеева Н.Н. Единый источник ритмов – основа единства природных процессов. http://science.poisk 2020.org/dos/Sazeeva/dos.

5. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

6. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. журнал Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

7. Антонович Е.Н. статьи в интернете:1) Логика синтеза, включенного третьего- основа познания. 2) Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального, и др.. http://www.dialog21.ru.

8. История китайской философии, пер. Таскина В,С. М. Прогресс, с 73.

9. Там же, с 138-139.

10. Там же, с 337.

11. Там же, с 404-405.

12. Гегель для начинающих. пер. с англ. Харламова Л.В. Р-на Дону. Феникс. 1998, с 86.

13. Успенский П. TERTIUM ORGANUM. Ключ к загадкам мира. СПб. Андреев и сыновья. 1992, с 183-184.

14. Успенский П. Психология возможной эволюции человека…. СПб. Комплект. 1995, с 80-82.

15. Успенский, Ключ к загадкам мира, с 146-159.

16. Шмаков В. Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. К. София. 1994, с 193-219.

17. Успенский П. Новая модель Вселенной. СПб. Изд. Чернышева. 1993, с 345-347.

18. Заикин Н.И. Что такое сознание? СПб. АРС.1997, с 5-7.

19. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен».М. Инсан. 1993,с 23,71,45.